- 30131 Просмотр
характеристики toyota 4runner
Toyota 4 Runner появилась на свет в 1984 году. Любопытная деталь: конструкторы машины воспользовались простым, но весьма эффективным американским рецептом создания внедорожников. Берется полноприводный пикап и... оборудуется жестким верхом вкупе со вторым рядом сидений. Дело сделано - встречайте бестселлер.
В качестве основного компонента будущего внедорожника был выбран завоевавший к тому времени огромную популярность пикап Toyota HiLux. Полученный в результате вышеупомянутой операции автомобиль
(заводской индекс RN60) был наречен 4Runner - производное от 4 Wheel Drive (полный привод) и Off-road Runner (внедорожный бегун). Правда, на исторической родине новорожденный сохранил имя первоисточника, добавив к нему лишь приставку Surf.
Машина продавалась в двух модификациях. Первая, сугубо утилитарная, по сути представляла собой все тот же пикап с нахлобученным на грузовой отсек фибергласовым колпаком. В данном варианте все пространство за первым рядом сидений было безраздельно отдано под перевозку грузов. А вот вторая модификация уже имела два полноценных ряда сидений, на которых вполне комфортно могли разместиться пять пассажиров.
Правда, крыша над галеркой оставалась фибергласовой (в рамках второй модификации существовала комплектация SR5, отличавшаяся увеличенным топливным баком и улучшенной отделкой салона). На обе модификации устанавливался надежный четырехцилиндровый бензиновый двигатель 22R, пятискоростная механическая коробка передач, двухскоростная раздаточная коробка и ручные муфты свободного хода передних колес. В наследство от пикапа машине досталась и откидывающаяся вниз задняя дверь с выдвижным стеклом, не имевшим рамки (чтобы открыть дверь, нужно сначала опустить стекло). Эта мудреная конструкция просуществовала до 1996 года и доставила немало хлопот владельцам. Правда, у подобного решения были и положительные моменты: во-первых, можно забросить в багажник мелкие вещи не открывая двери, а во-вторых... говорят, что в начале девяностых возможность отстреливаться на ходу пришлась по вкусу многим криминальным авторитетам.
Доставшаяся в наследство от пикапа-папы зависимая передняя подвеска в 1986 году была заменена на независимую с двойными рычагами на продольных торсионах. Новая система, получившая название HiTrac, координально изменила поведение машины на дороге, а в 88-м внедорожник получил новое сердце - трехлитровый V6 мощностью 143 л.с. и крутящим моментом в 240 Hм при 3400 об/мин.
В 1989 году машина впервые подверглась серьезному рестайлингу. Новый 4Runner основывался уже на пикапе следующего поколения. Исчезла фибергласовая крыша, а количество вариантов комплектации значительно выросло. Данная версия получила индекс «30». Машина поставлялась на рынок как с трех-, так и пятидверным кузовом и комплектовалась четырех- или шестицилиндровым мотором. На данном этапе была произведена модернизация всех основных агрегатов - двигателей, коробок передач, подвески, гидроусилителя руля и т.д. Появился даже вариант с приводом только на заднюю ось.
В 1992 году топ-версии внедорожника получили кожаный салон, а в 1994-м в конструкцию автомобиля были внесены изменения, значительно повысившие его пассивную безопасность: появилась система защиты от бокового удара, центральный стоп-сигнал и АБС (устанавливалась на всех автомобилях с шестицилиндровыми двигателями). К этому времени богато оснащенные (СD-проигрыватель, стереосистема из восьми динамиков, люк с электроприводом, кожа) и комфортабельные машины, продававшиеся в США по 30 тысяч долларов, даже отдаленно не напоминали утилитарные 4Runner первых выпусков. А между тем многое было сохранено: мощная рама, солидный дорожный просвет и энергоемкая подвеска гарантировали владельцу уверенное перемещение не только по асфальту. Ложкой же дегтя в бочке off-road меда являлся лишь огромный задний свес, изрядно ухудшавший геометрическую проходимость машины.
На американский рынок преимущественно шли автомобили с V6 и автоматическими коробками. А вот в
Японии и Европе большей популярностью пользовались автомобили с четырехцилиндровыми бензиновыми и турбодизельными двигателями.
Но окончательно со своим грузовым прошлым 4Runner порвал лишь в 1996 году, когда самый популярный sport utility от Toyota получил совершенно новую внешность, а из его конструкции пропали рама и кузовные панели от пикапа. Новые многоклапанные бензиновые двигатели (четырехцилиндровый 3RZ-FE объемом 2,7 литра и V6 5VZ-FE объемом 3,4 литра) и трехлитровый турбодизель 1КZ-TE обеспечили машине неплохую
динамику и уверенное перемещение по бездорожью. А шасси с переработанной независимой пружинной подвеской на сдвоенных рычагах и увеличенная колесная база значительно улучшили управляемость и стабильность. Салон стал значительно просторнее. Машина получила поднимаемую вверх цельную дверь (снабженную стеклом с электроприводом) грузового отсека, одновременно это позволило уменьшить погрузочную высоту. Многое было сделано и для повышения безопасности: увеличились боковые зеркала, а в стандартное оснащение вошли две подушки безопасности, ремни с преднатяжителями и ABS (в настоящее время в производстве находятся машины именно этого поколения). За четыре года, прошедшие с начала выпуска третьего поколения, список оснащения внедорожника пополнился новыми вращающимися регуляторами системы отопления и вентиляции, многорефлекторными лампами головного света, новым четырехспицевым рулевым колесом, системой трэкшн-контроля и маршрутным компьютером. А с 1999 года на автомобили устанавливается новая многорежимная трансмиссия, позволяющая использовать на твердых
покрытиях наряду с задним и полный привод. А вот блокировка заднего межколесного дифференциала исчезла из списка опций... Впрочем, оно и понятно: большинство владельцев нового роскошного 4Runner никогда не покидают асфальта. Однако эти машины - тема для отдельного разговора. Нас же по большей части интересует второе поколение 4Runner/HiLux Surf . Ведь именно эти машины чаще всего можно встретить на российских дорогах и направлениях...
Подвеска и трансмиссия
Несмотря на некоторую «американизированность», 4Runner очень неплохо переваривает наши дороги, хотя уязвимые детали ходовой у него все же имеются. В первую очередь это шаровые опоры. Правда, здесь многое зависит от манеры езды... Аккуратные водители меняют шаровые через 20 - 30 тысяч километров пробега, любители же скоростного преодоления «трамвайных» полос препятствий могут обнаружить некоторый люфт уже через 2 - 3 тысячи километров. Не слишком надежна и конструкция маятникового рычага. Доходит до того, что даже специалисты рекомендуют найти хорошего токаря и заказать ему
бронзовые втулки в маятник (или же вообще поставить в него игольчатые подшипники). Нередки и случаи износа бронзовых втулок поворотных кулаков. А вот рулевые наконечники живут достаточно долго и крайне редко выходят из строя. То же самое можно сказать и о сайлент-блоках рычагов - их замена, как правило, происходит только «по возрасту». Еще одна известная проблема - просадка задних пружин. У 4Runner не слишком большая паспортная грузоподъемность, и в случае если предыдущие владельцы грузили свой внедорожник «под завязку», вероятность того, что задние пружины придется менять, достаточно велика.
Впрочем, в качестве временной меры можно выровнять автомобиль, несколько отпустив торсионы (с ними, как правило, проблем не бывает). Нельзя не сказать и о еще одном уязвимом элементе подвески - это стойки передних стабилизаторов. Выработка гнезда центрирующей шайбы (в месте ее сопряжения с рычагом) ведет к необходимости замены всей стойки с полным набором шайб. А вот подшипники ступиц даже в наших условиях ходят достаточно долго. Вот только не стоит забывать, что каждые 20 тысяч километров они
нуждаются в смазке и регулировке. Если же пренебречь этим видом регламентных работ, то скорая замена основных элементов качения станет неизбежна. ШРУСы весьма надежны, но... не рассчитаны на работу в условиях серьезного бездорожья. В этом плане 4Runner - типичный американский SUV. Да, на нем с легкостью можно преодолеть несколько километров плохой дороги. Но делать это нужно, как бы помягче выразиться, аккуратно. И напротив, если вопреки инструкции и здравому смыслу регулярно загонять 4Runner в болото, то скорая замена вам практически гарантирована. Владельцам машин этой марки также рекомендуется регулярно проверять состояние сапуна заднего моста. Не стоит забывать и о том факте, что, как правило, в заднем редукторе установлен дифференциал повышенного трения, а значит, при замене масла стоит применять только рекомендованные производителем смазочные материалы. Все дело в том, что только в них содержится необходимый набор присадок, способный продлить жизнь фрикционным пластинам LSD-дифференциала. А вот применение других масел (включая и для LSD прочих фирм) может привести к незапланированному ремонту, стоимость которого непременно зашкалит за тысячу долларов. Что касается крестовин карданов, то они очень надежны (особенно если соблюдать сроки регламентных работ и шприцевать их каждые 10 тысяч километров).
Как автоматическая, так и ручная коробка, как правило, никаких нареканий не вызывает. Но следует учесть, что автоматы ну очень не любят off-road (основная причина выхода из строя - попытки выбраться из засадного места «враскачку»). Весьма живуча и раздаточная коробка. Проблемы начинаются только в случае неправильной эксплуатации - например, при регулярной езде на полном приводе по твердым покрытиям (впрочем, это относится ко всем внедорожникам с подключаемым передним мостом). Однако есть и нюансы...
У 4Runner нет муфт свободного хода, и подключение передних колес происходит путем замыкания-размыкания полуоси вакуумной муфтой. Так вот, команду на открытие-закрытие клапанов вакуумного привода дает электрический датчик, расположенный на раздаточной коробке. А это означает, что «отгнивание» соответствующего провода (он расположен в слабо защищенном от грязи месте) приводит к тому, что полный привод перестает включаться. То есть усилие-то на передний кардан передается, но полуось остается разомкнутой. Та же соленая грязь зачастую служит и причиной коррозии трубок тормозной системы. А вот это уже опасно...
Рама и кузов
Прочность и коррозионную устойчивость рамы 4Runner можно охарактеризовать как... избыточную (сказываются грузовые корни). Неплохо переносит российские условия и кузов, за счет качества металла и лакокрасочных материалов. Как правило, видимая снаружи коррозия является следствием механических повреждений защитного слоя. А вот очаги коррозии по низу внутренней стороны дверей - вещь вполне обычная. Отдельный вопрос - уже упомянутая выше коррозионная стойкость направляющих опускающегося стекла пятой двери и всего механизма в целом. С этой проблемой сталкиваются практически все владельцы машин этой марки. А вот борются с ней по-разному: кто-то приобретает оригинальные запчасти, а кто-то прилаживает направляющие от «Волги». Но в любом случае эта проблема возникает после каждой «соленой» зимы...
Двигатель
На большей части «российских» 4Runner установлен мощный и надежный трехлитровый V6 с заводским индексом 3VZ-E. Как правило, эти моторы не преподносят владельцам неприятных сюрпризов, за исключением одного - прогорания прокладки головки блока. Причем, как правило, происходит это буквально через несколько месяцев после того, как автомобиль попадает в Россию (прогар обычно наблюдается в районе второго и шестого цилиндров). Замена прокладки чаще всего полностью решает проблему, и больше к этому вопросу возвращаться не приходится. Может, дело в качестве топлива? Электроника проблем не вызывает, но у машин, приплывших из-за океана, есть второй датчик кислорода, расположенный в выхлопном тракте за катализатором. А значит, в случае выхода из строя последнего в его власти привести «мозги» двигателя в состояние полного недоумения.
Салон
В зависимости от комплектации 4Runner может быть как просто удобным, так и роскошным. Хороши кресла - они комфортабельны, надежны и не вызывают усталости даже после многих часов, проведенных за рулем.
По сути, внедорожник наделен салоном легкового автомобиля. А вот посадочная высота может вызвать проблемы у дам, если они облачены в слишком длинные или, напротив, увлекательно короткие юбки (в
последнем случае это превращается в некое эротико-акробатическое упражнение)...
Ремонт и обслуживание
4Runner нельзя назвать капризным автомобилем, но и окрестить его неприхотливым язык тоже не поворачивается... Что же касается обслуживания, то его лучше доверить если уж не авторизованному сервису, то по крайней мере людям, знающим величину момента затяжки ступичных подшипников, перечень рекомендуемых смазочных материалов и комплектующих и периодичность смены технологических жидкостей. Оригинальные запчасти на специализированных фирмах достаточно дороги: шаровая опора будет стоить вам $93, маятниковый рычаг - $217, бронзовые втулки поворотных кулаков с сальниками - $52 (на одну сторону), стойки переднего стабилизатора - $40, сайлент-блоки - $40 за одну штуку, ремень ГРМ - $49, крестовины карданов - по $74 за штуку, задние колодки - $74, а передние - $63. Набор прокладок и сальников для ремонта двигателя (включая прокладку головки) стоит $282, набор из диска сцепления, корзины и выжимного подшипника - $442. Боковое стекло водительской двери - $150. Что же касается принятого «в лобовое» камешка, то данное событие обойдется владельцу от $600 (японское стекло) до $250 (финское). Но все это касается цен на оригинальные запчасти при покупке их у авторизованных дилеров.
Если же приобретать запчасти на фирмах, проторивших дорожку в Арабские Эмираты, то цены могут снизиться вполовину! То же самое можно сказать и про неоригинальные запчасти. Подводя итог, хочется сказать, что 4Runner - быстрый, мощный и комфортабельный автомобиль с прекрасным поведением на дороге (все его недостатки вполне компенсируются достоинствами). И, видимо, он еще долгое время будет являться одной из наиболее популярных моделей на рынке подержанных внедорожников, хотя цены на эту модель достаточно высоки.
ЦЕНЫ
1988 - 1990 гг. - $5600 - 6500
1991 - 1992 гг. - $6000 - 8500
1993 - 1994 гг. - $8000 - 8500
1995 - 1996 гг. - $11000 - 13500
4Runner третьей генерации
1997 - 2000 гг. - $24000 – 25000