Меню
Главная / Ремонт Тойота Королла, Toyota Corolla с 2007 года ( рестайлинг) е150, 160, 180, E210 /

Система охлаждения Тойота Королла, Замена охлаждающей жидкости, помпы, термостата, радиатора

  • 110119 Просмотров

Система охлаждения Тойота Королла

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зависимости от положения клапана термостата возвращается в насос по перепускному каналу (при низ<ой температуре) или через радиатор (при высокой температуре).

В систему охлаждения двигателя включены также радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла системы питания.

Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В бачках радиатора выполнены подволящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя. В левом бачке установлен кран для слива охлаждающей жидкости из системы.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой с двумя клапанам/: впускным и выпускным. Выпускной клапан открывается при давлении 78,5-122,7 кПа (0,80-1,25 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/смг).

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос (Помпа) центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охгаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем, общим с генератором и компрессором кондиционера. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндоов. При температуре охгаждающей жидкости до 77 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 80 °С термостат начинает открываться и при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой многолопастной крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока системы охлаждения. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера эгектровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.

Систему заполняют жидкостью (антифризом) Toyota Super Long Life Coolant (красного цвета), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
 

ПРОВЕРКА ШЛАНГОВ И СОЕДИНЕНИЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
 
1.    Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость оезиновых шлангов, радиатора..
 
Система охлаждения Тойота Королла, Замена охлаждающей жидкости, помпы, термостата, радиатора
 
2 ...и корпуса термостата.

При подтекании охлаждающей жидкости из-под корпуса термостата подтяните болты его крепления. Если подтяжкой болтов устранить подтекание не удалось, то его необходимо снять, очистить привалочные поверхности и установить на герметик Loctite 518 или его аналоги.

3. Осмотрите соединения шлангов на кронштейне крепления патрубков системы охлаждения...
 
Осмотрите соединения шлангов
 

4.    ...а также с патрубками радиатора отопителя.

При обнаружении течи какого-либо из шлангов в месте его подсоединения к патрубку слейте охлаждающую жидкость. Сожмите пассатижами и сдвиньте вдоль оси шланга хомут крепления.

Снимите шланге патрубка. Как правило, причиной течи является коррозия уплотняющей поверхности патрубков. Зачистьте поврежденную поверхность и установите шланг на герметик. После высыхания герметика залейте охлаждающую жидкость.

 

Замена охлаждающей жидкости Тойота Королла, Замена антифриза

 

Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменить первый раз через 160 тыс. км пробега, после чего заменять через каждые 80 тыс. км пробега.

В систему охлаждения заливайте антифриз Toyota Super Long Life Coolant или аналог.

Вам потребуются: охлаждающая жидкость, обтирочная ткань, емкость вместимостью не менее 10 л для слива охлаждающей жидкости, пассатижи.

Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе.

Охлаждающая жидкость токсична, поэтому будьте осторожны при работе с ней.

При пуске двигателя пробка расширительного бачка должна быть закрыта. Заворачивайте пробку бачка плотно. Система охлаждения при работающем двигателе находится под давлением, поэтому из-под слабо завернутой пробки может потечь охлаждающая жидкость.

1. Установите авто на ровную площадку

2.    Снимите нижние брызговики двигателя

3. Поверните против часовой стрелки.

4. ...и снимите пробку расширительного бачка.
 
снимите пробку
 
5.    Подставьте емкость под кран сливного отверстия радиатора системы охлаждения, расположенного в нижнем бачке радиатора, выверните на два-три оборота пробку сливного клапана и слейте жидкость.

6. Подставьте емкость под кран сливного отверстия системы охлаждения, расположенного

с левой стороны блока цилиндров, выверните на два-три оборота пробку сливного клапана и слейте жидкость.

7.    Затяните рукой пробки обоих сливных клапанов.

8.    Промойте систему охлаждения, для чего наполните ее водой через наливную горловину бачка.

9.    Пустите двигатель и дайте ему поработать до момента включения электровентилятора.

10.    Заглушите двигатель и слейте воду.

11.    Промывайте систему охлаждения до тех пор, пока не начнет сливаться чистая вода.

12.    Заполните систему охлаждения двигателя, заливая охлаждающую жидкость в бачок до уровня пароотводной трубки.

13.    Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры (до включения вентилятора). По мере выхода воздуха из системы доливайте охлаждающую жидкость в бачок. До полного выхода воздуха вентилятор выключится 3-5 раз.

14.    Долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до метки «FULL». После этого остановите двигатель и дайте ему остыть.

15.    Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее в расширительный бачок до метки «FULL».


При работе двигателя следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если стрелка дошла до красной зоны, а вентилятор радиатора не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух через него проходит. Если отопитель подает подогретый воздух, скорее всего, неисправен вентилятор, а если подает холодный воздух, значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка. Для ее удаления заглушите двигатель и дайте ему остыть.
 
Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой.

Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости восполните уровень.

Если через очень короткое время цвет свежей жидкости стал коричневым, значит, вы залили подделку, в которую производитель «забыл» добавить ингибиторы коррозии.

 
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА
 
Вам потребуются: торцовая головка «на 10», удлинитель, пассатижи, емкость для слива охлаждающей жидкости из расширительного бачка.

1.    Сожмите хомут крепления пароотводящего шланга пассатижами и сдвиньте его по шлангу.

2.    Снимите пароотводящий шланг с патрубка расширительного бачка.

3.    Сожмите пассатижами хомут крепления жидкостного шланга и сдвиньте его.
 
Сожмите пассатижами
 
4.    Подставьте емкость для слива охлаждающей жидкости и снимите шланг с патрубка расширительного бачка. Примите меры для уменьшения вытекания охлаждающей жидкости из шланга, например, заглушив его деревянной пробкой.
 
5. Выверните болт крепления расширительного бачка к стойке кузова

6.    Выверните болт крепления расширительного бачка к кронштейну.

7.    Снимите бачок.
 
Снимите бачок

8.    Установите расширительный бачок в порядке, обратном снятию.

9.    Залейте охлаждающую жидкость до метки «FULL».

 

Замена радиатора Тойота Королла

 

Вам потребуются: ключ «на 7», торцовая головка «на 10», пассатижи.

1.    Слейте охлаждающую жидкость

2.    Снимите передний бампер

3.    Ослабьте хомут крепления подводящего шланга радиатора, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу...
 
Ослабьте хомут
 
4 ...и снимите шланг с патрубка радиатора.

5. Аналогично отсоедините отводящий шланг радиатора...

6. ...и остальные шланги системы охлаждения от радиатора.


7. Выверните четыре болта и снимите верхний кронштейн радиатора.
 
верхний кронштейн радиатора
 
8.    Выверните три болта и снимите замок капота


9.    Выверните два болта и отсоедините два фиксатора крепления верхней части радиатора к кузову.
 
Выверните два болта
 
10.    Отсоедините колодку жгута проводов от ЭБУ вентиляторов системы охлаждения.

11.    Извлеките радиатор в сборе с кожухом вентилятора из моторного отсека.

12.    Выверните два болта и отсоедините кожух вентилятора от радиатора.

13.    Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора появились трещины, замените радиатор.

14.    Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите один патрубок радиатора, а ко второму подведите воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2), и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Нарушение герметичности радиатора определяет по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость полностью, проверяйте его последовательно со всех сторон.

15.    Установите детали в порядке, обратном снятию.

16. Залейте охлаждающую жидкость

Для того чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой шлангов смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

 

Замена помпы Тойота Королла

 

Вам потребуются: торцовые головки «на 10», «на 12», отвертка с плоским лезвием.

1.    Слейте охлаждающую жидкость

2.    Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов

3.    Снимите генератор
 
Замена помпы Тойота Королла
 
4. Выверните пять болтов крепления водяного насоса к крышке цепи привода газораспределительного механизма.

5. Снимите водяной насос
 
Снимите водяной насос
 
6. Подденьте отверткой...

7. ...и снимите резиновую прокладку водяного насоса с крышки привода газораспределительного механизма.
 

 
8. Совместите выступ А с прорезью Б на крышке цепи привода газораспределительного механизма и установите новую прокладку.

9.    Затяните болты крепления водяного насоса в последовательности, показанной на фото, моментом 21 Н м (2,1 кгс-м).

10.    Установите детали в порядке, обратном снятию.

11.    Залейте охлаждающую жидкость

 

Замена термостата Тойота Королла

 

Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве.

Для проверки термостата на автомобиле пустите холодный двигатель и потрогайте рукой нижний (отводящий) шланг радиатора -он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 90-95 °С, шланг должен начать быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции жидкости по большому контуру системы охлаждения. Если этого не происходит, снимите термостат и замените его.

Вам потребуется ключ «на 10».

1.    Слейте охлаждающую жидкость

2.    Ослабьте хомут крепления отводящего шланга радиатора и, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу.

3. Снимите шланг с патрубка термостата.
 
Замена термостата Тойота Королла
 
4. Отверните три гайки крепления крышки термостата.

5. Снимите патрубок..

6. ...и установленный под ним термостат.
 
термостат
 
7.    Снимите уплотнительное кольцо с термостата и осмотрите его. Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените.

8.    Установите уплотнительное кольцо на новый термостат.

9.    Установите детали в порядке, обратном снятию.

10.    Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки